Как ведёт себя обычно тело: - глаза фиксируются на собеседнике
- активная жестикуляция
- невозможно стоять на месте
- постоянно хочется ходить
- желание выйти из-за кафедры
- сократить дистанцию со слушателем
- подойти ближе.
Пример, как обычно выступает «вода» из литературы:«И совсем другим дышала речь Плевако. В ней, как и речах Спасовича, всегда над житейской обстановкой дела, с его уликами и доказательствами, возвышались, как маяк, общие начала, то освещая путь, то помогая его отыскивать. Стремление указать внутренний смысл того или иного явления или житейского положения заставляло Плевако брать краски из существующих поэтических образов или картин или рисовать их самому с тонким художественным чутьем и, одушевляясь ими, доходить до своеобразного лиризма, производившего не только сильное, но иногда неотразимое впечатление. В его речах не было места юмору или иронии, но часто, в особенности, где дело шло об общественном явлении, слышался с трудом сдерживаемый гнев или страстный призыв к негодованию…»
И ещё пример:
«Г-н Грановский читает довольно тихо, орган его беден, но как богато искупается этот физический недостаток прекрасным языком, огнем, связующим его речь, полнотою мысли и полнотою любви, которые очевидны не только в словах, но и в самой благородной наружности доцента! В слабом голосе его есть нечто проникающее в душу, вызывающее внимание. В его речи много поэзии и ни малейшей изысканности, ничего для эффекта; на его задумчивом лице видна внутренняя добросовестная работа… Главный характер чтений Грановского: чрезвычайно развитая человечность, сочувствие, раскрытое ко всему живому, сильному, поэтичному, сочувствие, готовое на все отозваться; любовь широкая и многообъемлющая, любовь к возникающему, которое он радостно приветствует, и любовь к умирающему, которое он хоронит со слезами»
Источник: «Специфика публичной речи», С.Ф. Иванова
Суперсилаэмпатия, подстройка под аудиторию, сканирование
Тип восстановления энергии после выступлениямолчание, прогулка на природе, желание уйти в лес, плавание в бассейне, разговор с любимым человеком
Подходящий жанр выступлениядиалог
Артефакты успеха вызвать отклик аудитории в самом начале выступления, диалогический характер выступлений – разговор с залом, способность замечать детали или видеть невидимое
Рекомендуемая структура выступления «Живая система»
- Дыхание. Настроить связь с залом, использовать инструменты коннекторы.
- Согревание. Дать часть контента, мотивировать его использовать.
- Питание/Приём. Рассказать конкретную инструкцию как его использовать. Разделить аудиторию на мини-группы по 2-4 человека и дать задание отработать инструмент.
- Выделение/Вопросы. Отрефлексировать полученный опыт с аудиторией, ответить на вопросы из зала и обязательно похвалить.
- Поддержание. Повторить со 2 по 4 пункт.
- Рост. Дать сложный кейс/задание, который должна решить вся команда. Разделить можно 50/50 или на команды по 6 человек – устроить соревнование.
- Репродукция. Повторить с 1 по 6 пункт.
Рекомендуемая система подготовки: написать текст выступления в потоке от руки на бумаге – затем на следующий день отсечь лишнее, что отвлекает от сути.
Рекомендуемый инструментарий, чтобы презентовать, опираясь на собственную силу
- Вопрос в зал. Начните выступление с вопроса: Кому что интереснее узнать в моей теме?
- Тест. Сделайте тест с 4 вариантами ответов, где один правильный и тем самым замерьте уровень погруженности аудитории в вашу тему.
- Расскажите историю о том почему вы занялись этой тему, почему для вас это важно.
- Шутка. Расскажите смешную историю которая приключилась с вами сегодня и свяжите это с вашей темой.
- Разборы со сцены. Если у кого-то в зале есть сложный вопрос, который он не понял, не может решить без вашей помощи – попросите его выйти к вами и разберите вопрос. Так вы легче всего покажете свою экспертность.
- Рассмотреть для себя роль модератора выступлений помимо просто спикера. Так вы сможете больше отстраненно наблюдать и давать ценные комментарии.
Зоны роста - Укладываться в тайминг. Тренироваться с секундомером чувствовать время.
- Не увлекаться вопросами из зала и тем самым забывать о чём говорили.
- Говорить структурно, иметь хотя бы тезисный план подготовки.
- Договориться с собой и сесть готовиться хотя бы за неделю до выступления и не оставлять работу за ночь до презентации
- Не заучивать своё выступление – это бесполезно. Чем больше вы учите – тем хуже выступаете в итоге, потому что у вас складывается ощущение, что есть какое-то правильно. Готовьте тезисный план выступления общими мазками.