История возникновения типов спикеров
Существуют 2 методологии: греческая и советская.
Еще в I в. до н. э. римский политический деятель выделил три типа, или три рода, ораторов:
Ораторы велеречивые - обладают одинаково величавой важностью мыслей и великолепием слов, сильные, разнообразные, обильные, важные, способные и готовые волновать и увлекать души.
Ораторы сухие - всё преподают ясно и без пространности, речью меткой, отточенной и сжатой. Речь этого рода у некоторых была искусна, но не обработана и намеренно уподоблялась ими речи грубой и неумелой, а у других при той же скудости достигала благозвучия и изящества и бывала даже цветистой и умеренно пышной.
Умеренный оратор - слог такого рода, как говорится, течет единым потоком, ничем не проявляясь, кроме легкости и равномерности.
В советской школе главные действующие лица:
А. В. Луначарский
А.М. Горький
Г.З. Апресян
С.Ф. Иванова
Методологии всех советских теоретиков кроме С.Ф. Ивановой так или иначе перекликаются с тремя типами ораторов Цицерона. Более всего связываются эти типы с темпераментами людей, которые Гиппократ определял как сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Эта проверенная веками типология принята за основу биологами, психологами, медиками, педагогами.
И только Софья Филипповна вместо трех выделила 4 типа ораторов:
⁃ Эмоционально-интуитивный. Говорит страстно, увлеченно, всегда держит наготове остроты и каламбуры.
⁃ Рационально-логический. Любит анализировать, рассуждать и приводить аргументы.
⁃ Философский. Любят изучать новое, глубоко погружаться в одну тему, выступать в узком научном обществе.
⁃ Лирический (художественно-образный). Воспринимает действительность образно и метафорично выражает мысли.
К сожалению, методология лектора российского общества «Знание», автора многочисленных работ по риторике С.Ф. Ивановой не получила достойного распространения. Её дело продолжил современный российский лектор «Знания» Айнур Мансурович Зиннатуллин и доработал с учетом развития онлайн коммуникаций, снижение уровня внимания аудитории, снижение когнитивных способностей человека в контексте запоминания сложных аббревиатур. Заранее оговорюсь, что все определения, носят условный характер, и в строго научном плане вряд ли ими можно пользоваться. Кроме того, очень редко бывает «чистый тип»: в жизни мы всегда встречаемся с явлениями смешанными, переходными. Приятного вам знакомства с современной методологией!